ОТКРЫТЫЙ МОЛОДЕЖНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Охват регионов
Охват образовательных учреждений
Охват педагогов
48%
География работы включает в себя объекты во всех федеральных округах России и в Казахстане
24%
С каждым годом количество образовательных организаций, сотрудничающих с ОМУ, увеличивается
35%
Число педагогов, работающих по образовательным программам ОМУ, находится в положительной динамике
17
лет успешной работы
340
Реальных и виртуальных
молодежных мероприятий
2510
Организаций в статусе
партнёра программ
43
Авторских
образовательных курса
21 урок для XXI века

Мир меняется — и воспитывать детей теперь нужно иначе 

Историк Юваль Харари в книге «21 урок для XXI века» объясняет, как именно.

Израильский историк Юваль Ной Харари считается одним из самых оригинальных мыслителей современности. Его книги «Sapiens. Краткая история человечества» и «Homo Deus. Краткая история будущего» стали мировыми бестселлерами, их перевели на десятки языков. Первая посвящена истории человечества, вторая — образу его отдаленного будущего. Теперь вышла третья книга — «21 урок для XXI века», в которой Харари размышляет о сегодняшней реальности. Одна из глав посвящена тому, как надо воспитывать родившегося в 2019 году ребенка, чтобы он был готов к грядущим вызовам. «Медуза» вместе с издательством «Синдбад» пересказывает главные тезисы Харари.

Тренировать память на самом деле не нужно

Когда-то, пишет Харари, запоминать информацию действительно было необходимо. Еще 200 лет назад большинство жителей планеты могло в лучшем случае довольствоваться скудными данными из частных библиотек. Сегодня даже в удаленных районах Земли есть смартфоны с мобильным интернетом, а чтобы прочитать одну только «Википедию», не хватит и двух жизней. Информации слишком много, и нет необходимости хранить ее в голове. По мнению Харари, гораздо важнее «уметь понимать информацию, отличать важное от несущественного, а главное — соединять разрозненные фрагменты информации в целостную картину мира».

Учиться программировать — тоже необязательно

Многим кажется, что знание программирования и иностранных языков — это то, что будет востребовано всегда. На самом деле, считает Харари, к 2050 году — когда родившимся в нынешнем году людям будет около 30 лет — необходимость в подобных навыках, вполне вероятно, пропадет. Программировать и переводить с языка на язык будет искусственный интеллект, а нам, чтобы заговорить на хорошем мандаринском, достаточно будет только запустить приложение. По мнению Харари, вместо технических умений будут востребованы жизненные навыки, в первую очередь «способность приспосабливаться к переменам, учиться новому и сохранять хладнокровие в незнакомых ситуациях». Как пишет историк, «чтобы идти в ногу с миром образца 2050 года, потребуется не просто предлагать новые идеи и продукты — нужно будет прежде всего постоянно обновлять самих себя».

Важно уметь каждые 10 лет начинать карьеру с нуля

Через 30 лет непредсказуемость мира радикально возрастет, предсказывает Харари. Например, развитие искусственного интеллекта и масштабное внедрение машинного обучения будут каждые 10 лет до неузнаваемости менять рынок труда. Скажем, новые технологии в сфере дронов оставят пилота без работы, но он переучится и отправится работать на место, созданное появлением дронов, в команду операторов беспилотника. Но вскоре и эта позиция будет автоматизирована, и ему, вполне возможно, придется искать вакансию в абсолютно новой области. Поскольку средняя продолжительность жизни увеличится, начинать с нуля свою третью карьеру в 50 лет станет нормой жизни.

Вообще стоит настроиться на постоянную нестабильность

Жизнь поколения людей, рожденных около 2019 года, будет куда более напряженной, чем наша. Во-первых, нужно будет постоянно перепридумывать себя и искать новую идентичность, чтобы не остаться на обочине экономических и социальных процессов. Это касается не только профессии, но и политических взглядов, эстетики и даже гендера. Во-вторых, в 50 лет человек все еще будет считаться молодым. Многим в этом возрасте по биологической привычке уже будет хотеться размеренности и стабильности в жизни, но позволить их себе будет нельзя. Результатом постоянно меняющейся действительности станет сильнейший стресс, который с возрастом будет переносить все труднее. 

Слушать взрослых — плохой совет

Раньше слушать старших и полагаться на их опыт было сравнительно безопасно, пишет Харари. Мир был предсказуем: в Китае образца 1019 года не все знали, какая династия будет править через 30 лет, но в том, что девочкам важно стать послушными женами, а мальчикам из аристократических семей — воинами и каллиграфами, сомнений не было. Теперь это не так. Мир меняется слишком быстро, и знания старших теряют свою актуальность еще до того, как начнет подрастать следующее поколение. Взрослые не хотят причинять зла детям, пишет Харари, но в XXI веке они, с большей вероятностью, передают устаревшие знания и опыт.

К себе прислушиваться тоже не стоит

Следующее поколение не должно верить даже внутреннему голосу. По мнению Харари, уже сейчас маркетологам стало гораздо проще манипулировать нашим сознанием — с помощью технологий. А к 2050 году отличить собственные установки от навязанных извне будет крайне проблематично. Поэтому важно учить детей критическому мышлению. Причем чем раньше, тем лучше. «Если же вы хотите сохранить хотя бы частичный контроль над своей жизнью и будущим мира, вы должны бежать быстрее алгоритмов, быстрее Amazon и государства и познать себя раньше, чем это сделают они. Поэтому не берите с собой лишнего багажа», — пишет Харари.

Главное — оригинальность

Через 30 лет, по мнению Харари, оригинальность станет новой нормой, а гибкость мышления — ключевым навыком. При этом любой опыт перестанет быть ценным и релевантным — из-за скорости прогресса, которая станет невероятно высокой. Придется быть полностью готовым отказаться от всего набора знаний и навыков и тут же начать создавать новый (а вскоре выбросить и его). Значение будет иметь только способность творчески мыслить в абсолютно незнакомой ситуации. Тут у Харари нет ответа на вопрос, как быть. «Невозможно научиться гибкости мышления, читая книгу или слушая лекцию. Учителям не хватает гибкости, необходимой в XXI веке, потому что они сами вышли из старой системы образования», — пишет историк. 

Прочитайте фрагмент из книги на ЛитРес.


Медуза
19.07.2019
ава
Школьный учитель, напоминающий людям о самих себе
На пенсии школьный учитель Брюс Фаррер стал подрабатывать частным детективом: он находит своих бывших учеников и присылает им письма — те, которые школьники когда-то писали по его просьбе самим себе.
Мир моих интересов
Образование 3.0.
Школа будущего
Школа будущего: самые интересные и нетривиальные подходы в обучении детей
Школа — место, в котором дети проводят большую часть дня. Но интересно ли им там, действительно ли нравятся занятия и учителя, хочется ли им возвращаться туда снова и снова? Кен Робинсон — один из самых авторитетных специалистов в образовании. Он неустанно пропагандирует и продвигает сбалансированный, индивидуализированный и творческий подход к образованию. В своей книге «Школа будущего» рассказывает о самых интересных и нестандартных подходах в обучении, которые очень нравятся детям. Под школами Кен Робинсон подразумевает не только традиционные структуры, предназначенные для обучения детей и подростков, но и любое сообщество людей, объединившихся для совместной учебы. Он предлагает совершить революцию в образовании с переосмыслением принципов работы школы и того, что вообще следует считать школой.