ОТКРЫТЫЙ МОЛОДЕЖНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Охват регионов
Охват образовательных учреждений
Охват педагогов
48%
География работы включает в себя объекты во всех федеральных округах России и в Казахстане
24%
С каждым годом количество образовательных организаций, сотрудничающих с ОМУ, увеличивается
35%
Число педагогов, работающих по образовательным программам ОМУ, находится в положительной динамике
15
лет успешной работы
340
Реальных и виртуальных
молодежных мероприятий
2510
Организаций в статусе
партнёра программ
43
Авторских
образовательных курса
Компетентностная модель портала Экстериум

Было выделено три вида компетенций:

1. Базовые компетенции – это надпредметные и междисциплинарные компетенции, необходимые любому человеку, существующему в социуме,  они применимы в различных ситуациях - в школе, на работе, в семье, в любой сфере.

2. Специализированные компетенции – это межотраслевые знания, умения и способности, необходимые для адаптации и продуктивной деятельности в различных профессиональных сообществах.

3. Функциональные (профессиональные) компетенции – это  способности работника выполнять работу в соответствии с требованиями должности, а требования должностизадачи и стандарты их выполнения, принятые в организации или отраслиМножество функциональных компетенций выражено в перечне как конкретных профессий (таких как бухгалтер, журналист), так и в понятиях обозначающих не конкретную профессию, а род занятий, но отличающихся совокупностью специфических знаний, умений и навыков.

У каждого из трех указанных видов были выделены типы компетенций данного вида. Так в базовых компетенциях были выделены следующие типы: информационная, коммуникационная, творческая, социальная и когнитивная компетенции. В специализированных компетенциях были выделены: исследовательская, предпринимательская, проектная, лингвистическая, управленческая, маркетинговая, медиа, документоведческая, технико-технологическая и финансово-экономическая компетенции. В области функциональных компетенций было выделено 30 позиций, обозначающих либо конкретное общепринятое понятие профессии либо род занятий, связанный со специфическими знаниями, умениями и навыками.

Содержание компетенции:

1. Информационная компетенция – это совокупность  определенных способностей индивида, которые характеризуют его положение в  информационных процессах, происходящих в социуме. Эта компетенция включает в себя способность индивида искать, обрабатывать, использовать, хранить и передавать всевозможную информацию. В современном образовательном процессе информационная компетенция чаще всего проявляется в способности учащегося находить нужный материал в сети, анализировать его, делать конспекты, формулировать тезисы, писать рефераты, получать справочную информацию.

2. Коммуникативная компетенция – характеризует способность индивида эффективно взаимодействовать с людьми. В ее состав входят: умение ориентироваться в социальных ситуациях; умение правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей; умение выбирать и реализовывать адекватные способы взаимодействия.

3. Социальная компетенция охватывает личностные качества, знания, ценности и принципы личности, владение различными социальными ролями, проявление толерантности и гражданской позиции, умение существовать в коллективе, в социуме.

4. Когнитивная компетенция представляет собой способность личности к адекватному и глубокому познанию окружающего мира (природной и социальной среды, самого себя). Она охватывает когнитивные, интеллектуальные способности, знания и опыт личности, черты характера (любознательность, внимательность), мотивацию.

5. Творческая компетенция – это совокупность способностей, включающая черты характера (креативность, новаторство, настойчивость), знания, определяющие способность человека к творчеству, успешность творческой деятельности, наличие ее результатов.

Этот набор компетенций наиболее близок к тем позициям и требования, которые отражены в Федеральных государственных образовательных стандартах, в которых в качестве ключевых позиций заявлены следующие блоки компетенций: личностные (обеспечивающие ценностно-смысловую ориентацию обучающихся), регулятивные (обеспечивающие организацию самим обучающимся своей учебной деятельности), коммуникативные (обеспечивающие учет позиции партнера по общению или деятельности) и познавательные. С этих позиций указанные компетенции были приняты как базовые.

На основе базовых компетенций происходит становление специализированных и функциональных компетенций, которые являются дополнительными и индивидуальными, однако признаются значимыми и необходимыми в современной экономической ситуации, образовательной среде и на рынке труда.

 

 

Специализированные компетенции характеризуются тем, что они многофункциональны, надпредметны и междисциплинарны, требуют значительного интеллектуального развития, многомерны (включают аналитические, коммуникативные, прогностические и другие процессы).

1. Исследовательская – это совокупность знаний, умений и навыков, характеризующаяся способностью личности осознавать и решать проблемы на основе  проведенного обзора, анализа, выдвижения гипотез; умение планировать индивидуальную и групповую деятельность, осуществлять сбор и анализ, обработку информации, выбирать наиболее оптимальные методы решения поставленных задач, представлять результаты исследования; способность применять эти знания и умения в конкретной деятельности.

2. Управленческая – способность личности, основанная на профессиональных управленческих ценностях, отражающая ее готовность и способность применять систему управленческих знаний и умений в процессе профессиональной управленческой деятельности.

3. Маркетинговая – характеризуется развитым экономическим мышлением; коммуникативные способности, мобильность и навыки делового общения; сформированность понимания социально и лично значимых ценностей, необходимых для того, чтобы жить в условиях современного общества.

4. Проектная – это интегративная характеристика субъекта деятельности, выражающаяся в способности и готовности человека к самостоятельной теоретической и практической деятельности по разработке и реализации проектов в различных сферах социальной практики.

5. Финансово-экономическая – совокупность способностей, характеризующих гармоничность существования личности в экономических отношениях на современных рынках. Финансово-экономическая компетенция основывается на базовых знания о структуре и механизмах рыночной экономики, спроса и предложения, права потребителей.

6. Предпринимательская – совокупность знаний, умений, опыта и способности самостоятельно осуществлять под собственную ответственность деятельность, направленную на получение прибыли.

7. Лингвистическая (языковая) – в контексте облачной системы данная компетенция рассматривается как способность личности выражать свое мнение и суждения в устной и письменной речи, в том числе и на иностранных (не родных) ему языках, владение иностранными языками.

8. Компетенция в сфере медиа и PR – знание отраслевых рынков, инструментов продвижения, способность эффективно ориентироваться в средствах массой информации, способность применять на практике основы рекламной деятельности, владение принципами позиционирования.

9. Технико-технологическая компетенция определяется совокупностью способностей, обуславливающих успешность взаимодействия личности с техносферой (использование технических средств, технологических процессов, применяемых в быту и в профессиональной сфере). Эта компетенция включает в себя способность правильно использовать различные технические приборы, знание техники безопасности, представление о положительных и отрицательных влияниях техники на жизнь человека.

10. Компетенция в области документооборота – это совокупность теоретических и практических навыков, в области первичного документооборота, как в быту, так и в профессиональной среде.

Третий вид выделенных компетенций – функциональные компетенции. Они связаны со специальными знаниями и умениями в выполнении определенной профессиональной деятельности,определяющие общие способности личности к труду, к конкретной сфере трудовой деятельности, к конкретной профессии, к выполнению определенных производственных задач, операций, характеризующие личность как субъекта трудовой деятельности.

При разработке системы учета компетенций на портале Экстериум было обозначено, что компетенции – это знания, умения и навыки, проявленные в действии (результатирующей активности). Отсюда следует, что формирование и рост компетенций напрямую связывается с действиями пользователей (учащихся).

 

Данный текст является частью официального отчета по НИОКР 2012 года

Частичное или полное использование разрешается только с согласия авторов: Весниной А.С., Дмитриева И.В., Кожевниковой Т.Г. 

Автор статьи: Веснина А.С., Дмитриев И.В., Кожевникова Т.Г. 


ОМУ
20.03.2013
ава
Виртуальная реальность в образовании: форматы
Какие возможности для образования предлагает виртуальная реальность? Дмитрий Кириллов, руководитель VRAR lab и Cerevrum Inc, рассказывает о самых перспективных форматах и выдающихся проектах.
Мир моих интересов
Мир моих интересов
аватарка
Как отвечать на самые популярные детские вопросы
Дети задают очень простые вопросы, но ответить на некоторые из них порой не под силу даже образованному взрослому. Почему персики волосатые и отчего дует ветер? Что такое группа крови и зачем нужен сон? Кажется, что всё это мы должны помнить со школы. Но даже если ответ готов, сформулировать его так, чтобы было понятно ребёнку, получается далеко не всегда. «Мел» совместно с издательством «Манн, Иванов и Фербер» выбрал познавательные книги, которые помогут по-взрослому ответить на детские вопросы.